Правительство РФ может ускорить либерализацию энергоцен на Дальнем Востоке, увеличив долю продажи электроэнергии и мощности дальневосточных ГЭС по рыночным ценам до 100% с нынешних с 2,5% уже с 1 июля 2025 года (с сохранением регулируемых тарифов для населения). Также на 1 июля вместо конца 2028 года предлагается перенести объединения ценовых зон Сибири и Востока, что может повысить конечные энергоцены на 4%. Эти меры рассматриваются в рамках комплексного решения по поддержке "РусГидро", дальневосточные тепловые активы которой традиционно являются проблемными из-за заниженных тарифов, передал "Коммерсант" 11 февраля.
Правительство обсуждает введение моратория на выплату дивидендов "РусГидро" до 2028 года в качестве меры по стабилизации финансового состояния компании, рассказали источники газеты, знакомые с ситуацией. Вместо выплат акционерам (62,5% у Росимущества, 12,37% у ВТБ, 9,61% у En+) средства предлагается направить на погашение заимствований, привлечённых в рамках рефинансирования кредитов входящей в "РусГидро" Дальневосточной генерирующей компании (ДГК; убыток по РСБУ в 2023 году - 8,4 млрд рублей), а также на финансирование инвестпрограммы "РусГидро". Экономический эффект от этой меры предварительно оценивается в 125-150 млрд рублей, говорят источники.
Среди мер поддержки компании также фигурирует ускоренная либерализация цен на Дальнем Востоке, который с 1 января отнесён ко второй ценовой зоне оптового энергорынка (Сибирь). На первом этапе продажа электроэнергии по свободным ценам предусмотрена лишь для тепловой генерации, доля свободной продажи выработки ГЭС установлена в 2,5%, а затем должна постепенно расти. Но правительство рассматривает возможность увеличить объём продажи электроэнергии и мощности дальневосточных ГЭС по рыночным ценам с 2,5% до 100% уже с 1 июля 2025 года (с сохранением регулируемых тарифов для населения).
При этом дату объединения ценовых зон Сибири и Востока (пока торги проходят изолированно для каждой зоны без учёта перетоков и средневзвешенных цен) правительство предлагает перенести с 31 декабря 2028 года на 1 июля 2025 года. Это, по оценкам кабмина, дополнительно повысит конечные цены на 4%, а эффект от реализации меры составит 185 млрд рублей за 2025-2029 годы.
Также предлагается скорректировать сроки реализации капиталоёмких проектов инвестпрограммы "РусГидро" и дополнительно индексировать цены конкурентного отбора мощности (КОМ) ценовых зон на 2025-2026 годы.
Для строительства и модернизации тепловой генерации на Дальнем Востоке "РусГидро" предлагается привлечь инструменты фабрики проектного финансирования. Четыре проекта компании потребуют около 550 млрд рублей, объём субсидии на компенсацию процентной ставки оценивается в 33,3 млрд рублей на три года.
Выпадающие доходы "РусГидро" по топливной составляющей за прошлые периоды правительство предлагает компенсировать за счёт их включения в регулируемую цену на электроэнергию и мощность (оцениваемый эффект - 26 млрд рублей в год). Штрафы за недопоставку мощности могут быть перенаправлены на финансирование программы повышения надёжности генерирующего оборудования в энергодефицитных районах (эффект - 3 млрд рублей в год).
Еще около 17 млрд рублей "РусГидро" может принести возврат накопленных выпадающих доходов, связанных с недоурегулированностью региональных тарифов на теплоснабжение. В 2025 году предлагается также компенсировать около 11 млрд рублей межтарифной разницы между экономически обоснованными и установленными тарифами в территориально изолированных энергосистемах Дальнего Востока.
"РусГидро" - основной владелец генерирующих активов на Дальнем Востоке. ТЭС компании в регионе терпят многолетние убытки из-за роста фактических расходов на уголь, которые не учитываются в тарифах. В прошлые годы правительство соглашалось повысить в регионе тарифы на электроэнергию для промышленности, чтобы возместить накопленные убытки госхолдинга. Заёмные средства "РусГидро" по итогам января - сентября 2024 года оценивались в 466,99 млрд рублей. Соотношение чистого долга к EBITDA составило 3,3х на конец отчётного периода.
Вице-премьер Юрий Трутнев 29 января говорил журналистам, что правительство готовит предложения по улучшению экономического состояния компании и меры находятся в высокой степени готовности. Он уточнял, что решение по выплате дивидендов по итогам года ещё не принято. "Я не знаю, будут дивиденды или нет. Но могут ли использоваться дивиденды как одно из направлений улучшения состояния? Могут", - цитировал чиновника "Интерфакс".
В "РусГидро" от комментариев по поводу предложенного комплекса поддержки отказались, в Минэнерго "Коммерсанту" не ответили. Судя по перечню мер, допускается, что условия для развития экономики макрорегиона будут только ухудшаться, а внедрение рынка требовалось для того, чтобы нагрузить её нерыночными надбавками, говорят в "Сообществе потребителей энергии". "Запросы энергетиков должны сопровождаться встречными обязательствами, сроками их выполнения, ответственностью и мерами на случай срыва планов", - подчёркивают в ассоциации.
Директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим указывает, что увеличение выработки ГЭС, продаваемой по свободным ценам, увеличит маржинальность продаж и прибыль "РусГидро". Если убытки ДГК будут компенсированы за счёт материнской компании, акционеры смогут компенсировать свои финансовые потери, а госкомпания - увеличить инвестиционные возможности, полагает он. Но, считает эксперт, задача снижения накопленных долгов должна решаться собственником. "Искажение механизмов рынка мощности с целью исправления ретроспективных дефектов тарифного регулирования было бы крайне негативным сигналом, снижающим доверие к рынку в целом", - говорит он. Так, по его словам, изменение цены КОМ вследствие несоответствия экономическим реалиям должно быть комплексным решением, а не привилегией для отдельных участников рынка.
Источник: