Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков предложил продлить до 2035 года действие механизма дальневосточной надбавки с сохранением объёма нагрузки на рынок на текущем уровне 30,4 млрд рублей в год. Минэнерго не поддерживает инициативу, считая, что это не поможет решить проблему энергодефицита и модернизации генерации.
"Считаем целесообразным рассмотреть продление механизма дальневосточной надбавки до 2035 года, зафиксировать её размер на уровне 2025 года (30,4 млрд рублей - ред.) и направлять 50% средств на сохранение льготных тарифов для резидентов территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток и субъектов малого и среднего предпринимательства. И второй половины - на целевое финансирование мероприятий по строительству и модернизации объектов генерации в изолированных энергосистемах и локальных энергорайонах. Общий объём средств надбавки до 2035 года на развитие генерации при таком подходе составит порядка 133 млрд рублей", - сообщил г-н Чекунков на заседании комиссии Госсовета по направлению "Энергетика".
В свою очередь, Минвостокразвития сообщило, что предложение о продлении надбавки поддержал и председатель комиссии, глава Якутии Айсен Николаев.
Присутствовавший на заседании замминистра энергетики РФ Евгений Грабчак сообщил, что министерство не поддерживает предложение о продлении дальневосточной надбавки. По его словам, в децентрализованных энергосистемах Чукотки, Сахалина, Камчатки, Якутии прогнозируется энергодефицит и требуется строительство генерации и сетей, что требует около 500 млрд рублей общих инвестиций. "Для того чтобы реализовать эти мероприятия, до 2030 года нам понадобится порядка 350 млрд рублей <...>. Это на Сахалин, Чукотку, Камчатку, и ещё порядка 100 млрд - в рамках программы по модернизации энергоснабжения в децентрализованных районах. То есть общая сумма порядка 500 млрд", - отметил г-н Грабчак.
"Конечно же, мы понимаем, что никакая дальневосточная надбавка и её деление не поможет нам справиться с этой задачей <...>. Я бы просил ещё раз пересмотреть подходы и всё-таки придерживаться намеченного пути по снижению стоимости дальневосточной надбавки и её "окрашивания", и всё-таки попробовать с учётом того, что мы большую часть Дальнего Востока в ценовую зону перевели, разработать механизм инвестиций со стороны первой и второй ценовой зоны и привлечения этих инвестиций для финансирования инвествложений в децентрализованных зонах. Если мы её (надбавку - ред.) будем применять и идти по тому пути, который предлагается коллегами, нам денег не хватит. Наверное, рациональнее было бы всё-таки в целом механизм финансирования децентрализованных районов в отвязке от конкретных сумм разработать за счёт рыночных механизмов первой и второй ценовой зоны", - сказал он.
Замминистра сообщил также, что Минэнерго сейчас изучает тему автономных гибридных мини-угольных котельных с возможностью выработки электроэнергии. "Я думаю, что в ближайшей перспективе мы с нашими партнёрами, с компаниями электроэнергетики - например, "Русгидро", - подобные решения для удалённых районов предложим", - сказал он.
Механизм "дальневосточной надбавки" действует с лета 2017 года. Цена на электричество в европейской, уральской, сибирской частях России для потребителей оптового энергорынка увеличивается, чтобы компенсировать дороговизну производства энергии на Дальнем Востоке. Таким образом, тарифы по стране выравниваются. Инструмент должен был действовать до 2020 года, но был продлён до 2028 года. При этом его применение должно поэтапно сокращаться: с 2027 года - для бюджетных организаций и ЖКХ, с 2025 года - для добывающих и обрабатывающих предприятий. В 2023 году были приняты поправки, продлевающие до 2028 года субсидирование для компаний, добывающих в ДФО драгметаллы и камни, и подключённых к сетям низкого напряжения до 2021 года. В сентябре 2024 года Минвостока озвучило предложение продлить надбавку после 2028 года.
Правительство РФ установило размер дальневосточной надбавки на 2025 год в сумме 30,388 млрд рублей - на 637 млн рублей меньше, чем в 2024 году.
Источник:
https://peretok.ru/news/strategy/28560/